Эвтаназия



Вопрос о праве неизлечимого и тяжко страдающего больного на добровольный уход из жизни. Существует пословица «Смерть теперь легче, нежели ждать». Многие больные просят их избавить от физических и моральных страданий и помочь безболезненно уйти из жизни. Вопрос правомерности подобных действий со стороны врачей активно дискутируется с позиции биоэтики в рамках проблемы эвтаназии, которая возникла не сегодня и не вдруг. Еще в Спарте убивали младенцев, родившихся слабыми или больными. Некоторые первобытные племена имели обычай убивать или оставлять умирать стариков, ставших обузой для семейства. Отношение к умышленному ускорению смерти больного человека с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Споры среди медиков, психологов, юристов и простых обывателей не прекращаются до сих пор. Сам термин – «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu – хорошо thanatos – смерть), т.е. хорошая, спокойная смерть ввел в XVII веке английский философ Бэкон. С XIX века данный термин стали трактовать как «умерщвление кого-либо из жалости». 

В начале XX века юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение «неполноценных жизней». В фашисткой Германии «эвтаназия» в таком понимании получила весьма широкие распространение. Как в самой Германии, так и в захваченных ею странах умерщвляли новорожденных с «неправильным развитием», больных туберкулезом и раком, инвалидов, стариков и душевнобольных. 

Уже совершенно в другом аспекте проблема «эвтаназии» вновь возникла в 60-е годы. Ее сторонники заявляют о праве любого индивидуума как на жизнь, так и на смерть. Они считают, что с момента своего рождения индивидуум стремится получить от жизни как можно больше удовольствия при наименьшем страдании. Поэтому, по их мнению, безболезненная смерть должна быть последним правом, которое может быть предоставлено неизлечимо больному человеку лишь после того, как он сам и его врачи придут к выводу, что это является лучшим выходом из безнадежного положения. 

Ныне различают пассивную и активную эвтаназию. 
Пассивная эвтаназия (ее еще называют «методом отложенного шприца»), – это прекращение «оказание на продление жизни медицинской помощи», что ускоряет наступление смерти. Этот метод практикуется практически во всех странах. 
Активная эвтаназия (метод «наполненного шприца») – введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств, либо другие действия, которые влекут за собой быстрый уход из жизни. Активная эвтаназия имеет три формы: 1) «убийство из милосердия» (врач вводит больному сверхдозу обезболивающего препарата); 2) «самоубийство, ассистируемое врачом» (медик помогает больному человеку покончить с жизнью); 3) собственно активная эвтаназия (пациент сам, без помощи врача включает специальное устройство, которое приводит к безболезненной смерти). Активная эвтаназия в большинстве стран карается законом. Однако в последние годы в некоторых странных: в Северной провинции Австралии (с 1995 г.), в Нидерландах (с 1994 г.), Бельгии (с 2002 г.) право на эвтаназию установлено законодательно. В других странах (Финляндия, Швейцария) процедура эвтаназии законодательно не утверждена, но в инструкциях указывается, что помощь в самоубийстве неизлечимо больным людям является актом гуманизма, если помогающий не преследует корыстных целей. 

Противники эвтаназии, в число которых входят многие специалисты, в первую очередь врачи, не согласны с таким положением и считают, что современная цивилизация идет по пути оправдания самоубийства. Они настаивают на положении, которое гласит, что более важным, чем право индивидуума на легкую смерть, является его право на достойную, качественную жизнь в условиях болезни. Одним из способов обеспечения достойной жизни безнадежно больным является создание приютов, или хосписов, где работают специалисты, облегчающие страдания больных, не убивая их. Наряду с медицинскими методами (надежное обезболивание, симптоматические и общеукрепляющие средства) широко используется психологическая и психотерапевтическая помощь больным.